
Прасковья (Пана) Михайловна Прокопьева родилась 23 октября 1919 года в крестьянской семье в д. Березник. Нижнеилимского района Иркутской губернии.
Училась Пана в Нижнеилимской школе, была активисткой, отличницей, вступила в комсомол. Окончив семилетку, Пана уехала в город Черемхово поступать в педагогическое училище. После окончания которого девушка осталась работать учительницей начальных классов в черемховской школе № 25.
Однажды в Москву из Хабаровска на специальном поезде возвращались отважные женщины – лётчицы, совершившие перелёт из Москвы на Дальний Восток (Валентина Гризодубова, Марина Раскова и Полина Осипенко). По всему пути следования их встречали толпы людей. В Черемхово среди встречающих была и Пана. После знакомства с летчицами она буквально заболела небом. Пана стала ходить в Черемховский аэроклуб. Сначала прыгала с парашютом, а уже через 8 месяцев впервые села за штурвал самолета и совершила свой первый полет.
Когда началась война, Пана пошла в военкомат, требуя, чтобы ее отправили на фронт. Но вместо этого ей нашли другое применение: её командировали в Монголию - обучать летчиков для фронта и перевозить гражданские грузы. В начале 1943 года Пана Прокопьева узнала о том, что есть такой 46-й гвардейский Таманский женский авиационный полк, который сражается на фронте. Она написала письмо Марине Расковой - летчице, создавшей полк и уже весной ей пришел вызов из полка «ночных ведьм» и направление на фронт.
В ночь на 9 апреля1944 года Пана и ее напарница Евгения Руднева вылетали бомбить стратегический объект в поселке Булганак под Керчью. «Это была самая страшная ночь для полка. Экипажи один за другим уходили на цели. Погода безоблачная, и в ночном небе все отлично просматривалось. Одни экипажи должны были вызвать на себя огонь вражеских зениток, а другие — бомбить позиции противника»,- вспоминает лётчица Ольга Яковлева.
В эту ночь все, кто был на старте, следили за тем, что происходило в небе. Самолёт Паны Прокопьевой и Жени Рудневой в лучах прожекторов попал в перекрёстный обстрел. Вдруг самолёт вспыхнул и пошёл к земле. Все понимали – это конец. Девчата с задания не вернулись.
Пана Михайловна погибла за год до окончания войны. Через три месяца комиссар полка Евдокия Рачкевич написала матери Паны: «Ваша дочь погибла за Родину. Хоронить нам её не пришлось. Она сгорела вместе с Женей Рудневой и ветер развеял их пепел».
Евдокия ещё не знала, что самолёт девчат упал в центре Керчи между каменных зданий и похоронены они жителями города.
Именно поэтому Пана и Женя числились пропавшими без вести. Что произошло в ночь на 9 апреля 1944 года, удалось установить только в 1966 году.
Именем Паны Прокопьевой были названы улицы в городе Керчи и в нашем поселке Березняки Нижнеилимского района. На здании Черемховского педколледжа установлена мемориальная доска с именем и фотографией героини.
В 1981 году в СССР о подвигах летчиц был снят художественный фильм «В небе «ночные ведьмы». В честь этого события ученики МОУ"ОСШ им М.К.Янгеля п.Березняки" были приглашены в Модельную библиотеку муниципального казенного учреждения культуры "Культурно-информационный центр" Березняковского сельского поселения", где библиотекарь Никулина Елена Михайловна напомнила ребятам о подвиге нашей землячке Паны Прокопьевой. В завершении мероприятия ученики прочли стихотворение:
«Панне Прокопьевой посвящается»
Была она простой девчонкой,
Каких немало на земле,
Но свято илимчане помнят
Тех, кто остался на войне.
Она ничем не отличалась
От своих сверстниц и подруг,
Пока не грянул сорок первый,
И Пана так решила вдруг:
Хочу летать, пойду учиться,
Не время в стороне сидеть,
Могу с врагом коварным биться
И, если надо, - умереть.
Учеба быстро пролетела,
И вот она уже в строю,
В Таманском женском знаменитом
Гвардейском авиаполку.
Летать немного пришлось Пане,
В свой сотый вылет поднялась…
Над Керчью ночь тогда стояла,
Но битва страшная велась.
Был роковым тогда тот вылет
Для Жени с Панной, ведь они
Уже назад летели смело,
Как вдруг – прожектора огни…
И самолет упал, оставив
В земле глубокий скорбный след,
Но в светлой памяти народной
Им никогда не меркнуть, нет!
После чего, ребята возложили цветы к мемориальной плите.