Профориентационная работа
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Министерство просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».
Минпросвещения России разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
- профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
- урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
- внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
- воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
- дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
- профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
- взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее», охват которого составляет уже более 2,2 млн школьников. На платформе проекта зарегистрировано более 790 тыс. учеников 6–11-х классов, более 337 тыс. обучающихся прошли региональные профориентационные пробы.
Ответы на вопросы
День выбора
Цель профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы профориентации в школе
1.Уровень начального общего образования
У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Знакомство с профессиями происходит не только на уроках Окружающего мира, но и во внеурочной деятельности. Классные часы, общешкольные мероприятия способствуют формированию ценностного отношения к труду и профессиям.
2.Уровень основного общего образования
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.).
Школьным педагогом-психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
3.Уровень среднего общего образования
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным педагогом-психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов области, и ст раны в целом, организуются экскурсии на дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями Профессионального колледжа г.Желелзногорска-Илимского.
- Экскурсии на предприятия.
- Углублённое изучение предметов (математика, обществознание).
- Организация работы Центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста».
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
Организационно-методическая деятельность
- Ведение профориентационной работы в школе, адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
- Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Локальные акты
Полезные материалы
"Шоу профессий"
Шоу профессий - проект ранней профессиональной ориентации, который представляет собой открытые онлайн-уроки (видеовыпуски) созданные с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория».
Проект направлен на содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к осмысленному выбору профессии. В рамках проекта участники знакомятся с передовыми отраслями экономики России, востребованными профессиями и соответствующими компетенциями.
1 этап - решение реального производственного кейса, специально адаптированного для безопасного и ограниченного по времени решения.
2 этап - «Домашнее задание», воссоздание упрощенной версии производственного кейса в домашних условиях.
В видеовыпусках представлены колледжи, в которых можно получить навыки по соответствующим компетенциям, и промышленные предприятия, где после обучения можно получить высококвалифицированное рабочее место.
План проведения открытых уроков "Проектория"
«Шаги к будущей профессии»
С 1 апреля 2023 года в рамках проекта «Навигатор школьника» стартует образовательный онлайн-марафон для школ России «Шаги к будущей профессии».
Цель марафона - помощь школьникам в выборе профессии и вуза России, реализующего соответствующие программы обучения.
На официальном сайте издательства обучающиеся могут бесплатно пройти мотивационный и профориентационный тесты; познакомиться с более чем 1500 профессий, в том числе будущего; определиться с выбором программы обучения, вузом.
Профориентационная онлайн диагностика
Универсальное базовое тестирование - https://spo.mosmetod.ru/test/1
https://proforientator.ru/profline/test/e60f99de247544e88ea0ad7824b7f1ef 8-9 классы
https://proforientator.ru/tests/detail.php?ID=3712 9-11 классы
https://proforientator.ru/profline/test/7c0e933e775768de98d9ca327a71d0cc 6-7 классы
Портал «Работа России» — федеральная государственная информационная система, проект Федеральной службы по труду и занятости. Портал помогает гражданам найти работу, а работодателям – сотрудников. Все услуги портала предоставляются бесплатно. На портале есть возможность пройти профориентационное тестирование и увидеть, в каких регионах России Ваша будущая специальность наиболее востребована.
Сайт «Общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент». Система предназначена для поступающих в вузы и школы России. Основной задачей сайта является помощь в профессиональном самоопределении учащегося и выборе подходящего образовательного учреждения. Решению данной задачи посвящены и отдельные разделы сайта.
Портал «Ваше рабочее место». Целью портала является помощь в выборе профессии. Разработчики сайта оригинально решают задачу знакомства школьников с профессиями. Каждый специалист может рассказать о своей профессии по установленной схеме. Для этого пользователю необходимо зарегистрироваться и заполнить форму из 14 универсальных вопросов, в том числе название профессии, должностные обязанности, необходимое образование, примерная заработная плата, условия труда, возможности развития и пр. Таким образом, создается универсальная база данных о профессиях, которая пополняется ежедневно. Сейчас на портале можно найти информацию о 300 профессиях.
«Кто кем работает». Сайт адресован молодым людям. На сайте размещены описания популярных профессий, включающих историю развития от их возникновения до наших дней, перспективы профессионального развития, социальную значимость.На сайте размещен ряд статей, рассказывающих о профессиях редких, исчезнувших, смешных, женских, мужских, опасных, вредных и пр.
«Учёба.ру» - крупнейший образовательный сайт, который входит в структуру Издательского дома «Всё для Вас». Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и вузов, классифицированных по различным признакам. Учёба.ру — это самый большой каталог учебных заведений и программ в России и за рубежом. В разделе «Старшекласснику и абитуриенту» есть ссылки «Профессии» и «Специальности», где можно не только получить информацию о востребованных профессиях, подобрать необходимую специальность и направление обучения, но и пройти тесты по профориентации.
«ПрофГид». Сайт посвящен выбору профессии и адаптации человека на рынке труда. Адресован и взрослым, и подросткам, выбирающим свой путь.
Будьучителем.рф. - это единый информационный ресурс, где собраны все отечественные вузы с педагогическими специальностями.